Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Новости

Летом, с началом каникул, наших детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоемов, в лесу, на игровых площадках, в саду, во дворах. Этому способствует погода, летние поездки и любопытство детей, наличие свободного времени, а главное отсутствие должного контроля со стороны взрослых.

Чтобы дети были отдохнувшими, здоровыми и живыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями (на даче или в деревне у бабушки):

· формируйте у детей навыки обеспечения личной безопасности;

· проведите с детьми индивидуальные беседы, объяснив важные правила, соблюдение которых поможет сохранить жизнь;

· решите проблему свободного времени детей;

· помните! Поздним вечером и ночью (с 22 до 6 часов местного времени) детям и подросткам законодательно запрещено появляться на улице без сопровождения взрослых;

· постоянно будьте в курсе, где и с кем ваш ребенок, контролируйте место пребывания детей;

· не разрешайте разговаривать с незнакомыми людьми. Объясните ребенку, что он имеет полное право сказать «нет» всегда и кому угодно, если этот «кто-то» пытается причинить ему вред;

· объясните детям, что ни при каких обстоятельствах нельзя садиться в машину с незнакомыми людьми;

· убедите ребенка, что вне зависимости от того, что произошло, вы должны знать о происшествии, ни в коем случае не сердитесь, всегда примите его сторону. Объясните, что некоторые факты никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить их в секрете;

· плавание и игры на воде кроме удовольствия несут угрозу жизни и здоровью детей. Когда ребенок в воде, не спускайте с него глаз, не отвлекайтесь - подчас минута может обернуться трагедией;

· обязательно объясните детям, что они не должны купаться в одиночку, а также нырять в незнакомом месте;

· взрослый, который присматривает за купающимися детьми, должен сам уметь плавать, оказывать первую помощь, владеть приемами проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

· чтобы не стать жертвой или виновником дорожно-транспортного происшествия, обучите детей правилам дорожного движения, научите их быть предельно внимательными на дороге и в общественном транспорте;

· проявляйте осторожность и соблюдайте все требования безопасности, находясь с детьми на игровой или спортивной площадке, в походе;
· изучите с детьми правила езды на велосипедах.

· Помните! Детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомагистралях и приравненных к ним дорогам. Будьте предельно осторожны с огнем.

Обратите внимание детей на наиболее распространенные случаи пожаров из-за неосторожного обращения с огнем:

· детская шалость с огнем;

· непотушенные угли, шлак, зола, костры;

· незатушенные окурки, спички;

· сжигание мусора владельцами дач и садовых участков на опушках леса;

· поджог травы, короткое замыкание, эксплуатация электротехнических устройств, бытовых приборов, печей.

Обучение детей безопасному поведению на дороге

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару.

- Придерживайтесь правой стороны.

- Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

- Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.

- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

- Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

- Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

- Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.

- Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.

- Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.

- Не стойте с ребенком на краю тротуара.

- Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

- Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

- Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

- Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.

- Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.

- Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

- Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

- При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

- Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

- Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

- Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

- Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).

- Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

- Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».

- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Обучение детей правилам пожарной безопасности

Рекомендации для родителей.

Пожарная безопасность в квартире:

- Не разрешайте детям играть дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

- Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др.

- Уходя из дома, не забудьте их выключить.

- Не сушите белье над плитой. Оно может загореться. Не забывайте выключить газовую плиту. Если почувствовали запах газа, не зажигайте спичек и не включай свет. Срочно проветрите квартиру.

- Ни в коем случае не зажигайте фейерверки, свечи или бенгальские огни дома.

Пожарная безопасность в лесу:

- Пожар - самая большая опасность в лесу.

- Поэтому не разводите костер.

- В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

- Если пожар все-таки начался, немедленно выбегайте из леса. Старайтесь бежать в ту сторону, откуда дует ветер. Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре.

Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:

- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком.

- Если огонь сразу не погас, немедленно убегать из дома в безопасное место. И только после этого позвонить в пожарную охрану по телефону 101, с мобильного 112 или попросить об этом соседей. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 с мобильного 112 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

- При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

- Если в помещение проник дым, надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь.

- Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол.

- При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься.

- Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!

Обучение детей поведению на воде в летний период.

Родители помните, что ребенок идет на водоем, только в сопровождении взрослых!

Рекомендации для родители (чему необходимо научить детей):

- Купаться можно в разрешенных местах, в купальнях или на оборудованных пляжах.

- Для купания выбирайте песчаный берег, тихие неглубокие места с чистым дном.

- Не купайтесь в запрещенных и необорудованных для купания местах (у плотин, на водосбросе, в карьерах, котлованах, бассейнах для промышленных нужд).

- Помните, что при купании категорически запрещается:

· заплывать далеко от берега, выплывать за пределы ограждения мест купания;

· подплывать близко к проходящим катерам, весельным лодкам, гидроциклам;

· взбираться на технические предупредительные знаки;

· прыгать в воду с лодок, катеров и других плавательных средств;

· купаться в вечернее время после захода солнца;

· прыгать в воду в незнакомых местах;

· купаться у крутых, обрывистых берегов.

- Помните, что после еды разрешается купаться не раньше чем через полтора - два часа.

- Во время купания не делайте лишних движений, не переутомляйте себя.

- Остерегайтесь водоворотов, никогда не подплывайте к ним близко.

- Помните, что причиной гибели на воде часто бывает сковывающая его движения судорога.

- Причины этому следующие:

· переохлаждение в воде;

· переутомление мышц;

· купание незакалённого в воде с низкой температурой;

- Во всех случаях рекомендуется по возможности выйти из воды.

Помните, что от природы дети беспечны и доверчивы. Внимание у детей бывает рассеянным. Поэтому, чем чаще вы напоминаете ребенку несложные правила поведения, тем больше вероятность, что он их запомнит и будет применять. Вы должны регулярно их напоминать.

Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых. Пожалуйста, сделайте все, чтобы каникулы Ваших детей прошли благополучно, отдых не был омрачен.

Приближается праздник 9 Мая.

День Победы – это праздник, который заставляет всех вспоминать прошлое. Это один из главных праздников в истории нашего народа, наша гордость и наша слава. Живых свидетелей тех страшных событий остается все меньше и меньше. Поэтому наш с вами долг рассказать детям правду. «Никто не забыт и ничто не забыто!». Мы обязаны сделать это ради тех, кто пал смертью храбрых защищая свое Отечество.

Многие родители задаются вопросом, нужно ли его ребенку рассказывать о войне и о значении этого великого праздника или он «еще маленький для этого»?

В том, что рассказывать нужно – нет никаких сомнений. Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства.

Рассказав ребенку о Великой Отечественной Войне, о подвиге советских людей, вы не только определите отношение ребенка к миру и к себе, вы научите ребенка сопереживать чужой беде, гуманности, великодушию. Поведав о великом подвиге наших прадедов и дедов, вы заложите основы патриотизма и всесторонне разовьете личность своего ребенка.
Подрастающее поколение должно знать свою историю и своих истинных героев.

Чувство Родины…. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к своей семье. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим о кружением

Читайте детям известные произведения, выучите стихотворения о войне ее героях и победе, послушайте песни военных лет
Можно рассказать детям, что в перерывах между боями солдаты отдыхали, сочиняли стихи, общались, вспоминали родных, писали письма. Песни военных лет помогли выстоять в неравной борьбе.

Смотрите вместе с детьми мультфильмы и фильмы военной тематики, военный парад.

Расскажите о своем отношении к этому празднику.

Победа над фашизмом была завоевана ценой неисчислимых страданий и лишений, ценой подвига великого народа и его самоотверженного труда. Мы гордимся мужеством наших воинов, защитивших честь и независимость нашей Родины. Мы всегда будем беречь правду о Великой Отечественной войне и помнить, что благодаря нашим героям сейчас мы живем мирной и свободной жизнью.

В соответствии со статьей 15.57Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

за незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации паловвиновные лица привлекаются к административной ответственности в виде штрафа;

В соответствии со статьей 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за разжигание костров в запрещенных местах предусмотрено предупреждение или наложение штрафа.

Законодательством Республики Беларусь за подобные нарушения предусмотрена и уголовная ответственность.

ПОМНИТЕ!

Каждый акт поджога - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ ПРИРОДЫ

Почему нельзя жечь траву и к чему это приводит:

1. Травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы. Сжигание органического вещества - это главный фактор снижения почвенного плодородия. От сжигания сухой травы обедняется почва, минеральные вещества, содержащиеся в золе, довольно легко уходят с поверхностными и грунтовыми водами и только незначительная их часть усваивается растениями. 2. Пожары - один из главнейших источников выбросов углекислого газа в атмосферу, связанных с хозяйственной деятельностью человека. При слишком частых пожарах сгорает не только сухая трава, но и накопленная в почве мертвая органика, и соответственно увеличиваются выбросы углекислого газа. А значит - усиливается так называемый "парниковый эффект", приводящий к неблагоприятным изменениям и колебаниям климата.

3. В результате выжигания сухой травы обедняется видовой состав луговой растительности и животного мира. Везде, где прошли палы, не будет уже прежнего разнотравья, сорняки захватят освободившуюся территорию.

4. Погибают многие насекомые, их личинки, куколки. В огне горят все живые существа - божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и другие, истребляющие различных вредителей сада и огорода, и участвующие в процессе образования почвы. Для дождевых червей лишней сухой травы не бывает, они дружно и быстро ее перерабатывают, превращая в ценнейшее удобрение, внося его в глубину почвы к корням растений, и одновременно делают почву рыхлой, живой. Сухая прошлогодняя трава - не мусор, а бесценное питание, жилой дом, приют, условия для жизни, созданные самой природой. 5. Выжигание сухого травостоя вызывает гибель кладок и мест гнездовий таких птиц как кряква, чирок-трескунок, чибис, травник, бекас, камышевая и обыкновенная овсянки, полевой, лесной и хохлатый жаворонки, луговой конек. Гнездовой период этих птиц начинается в начале апреля. С выжженных мест птицы уходят, а значит уходят и от нас.

6. При сильном травяном пожаре гибнут практически все животные, живущие в сухой траве или на поверхности почвы (зайцы, ежи, земноводные). Кто-то сгорает, кто-то задыхается в дыму. На пожарищах очень часто находятся сгоревшие птичьи гнезда со следами яиц, обгоревшие улитки, грызуны, мелкие млекопитающие.

7. При весеннем пале повреждаются деревья, особенно их корневая шейка - очень уязвимое место прямо над землей. Не говоря о том, что деревья могут просто сгореть, обгореть от сильной температуры набухающие весной почки, что очень вредит дереву, даже если оно выживет.

8. Дым от сжигания травы едкий, темный, густой. Аллергики его не переносят. При сжигании травы в городе, вдоль автодорог в воздух попадают и соли тяжелых металлов, которые осели на листве, траве - такой дым просто ядовит. Часто в сухой траве таится мусор, в том числе и опасный для сжигания - пластиковые бутылки и т.п. На загрязнённых радионуклидами территориях в воздух с огнём и дымом попадают радиоактивные вещества, которые ветром переносятся на значительные расстояния. В сельской местности в огне сгорают остатки удобрений и ядохимикатов, образуя летучие токсичные органические и неорганические соединения.

9. Проведение палов часто приводит к возгоранию торфяников и лесных насаждений. Ежегодно 10-12% лесных пожаров в республике возникает по причине проведения весенних палов. Пожароопасными являются все выработанные торфяные месторождения, осушенные земли с торфяными почвами и разрабатываемые торфяные месторождения. Болота с нарушенным гидрологическим режимом также относятся к наиболее пожароопасным территориям.

Особенностью пожаров на торфяниках является способность торфа гореть на глубине до 0,3-1,5 метров.

После сгорания торфа оставшаяся зола с верхнего 10- сантиметрового слоя может обладать радиоактивностью в десятки раз большей, чем радиоактивность исходного материала. Дым в условиях радиоактивного загрязнения торфяников также выступает возможным переносчиком радионуклидов, что приводит к вторичному загрязнению территории и негативно влияет на здоровье людей, находящихся в зоне его распространения.

9 апреля 2022 в 18:52 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Под весенними лучами солнца лед на водоемах становится рыхлым и непрочным. В это время выходить на его поверхность крайне опасно. Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий весенний лед, тем самым, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Это нужно знать:

• Безопасным для человека считается лед толщиною не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 сантиметров в соленой.

• В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев, кустов и камыша.

• Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.

• Прочность льда можно определить визуально: лед голубого цвета – прочный, белого – прочность его в 2 раза меньше, серый, матово-белый или с желтоватым оттенком лед ненадежен.

Если случилась беда:

• Не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание.

• Раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение по направлению течения.

• Попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лед.

• Если лед выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу.

• Ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лед здесь уже проверен на прочность.

Если нужна Ваша помощь:

• Вооружитесь любой длинной палкой, доской, шестом или веревкой. Можно связать воедино шарфы, ремни или одежду.

• Следует ползком, широко расставляя при этом руки и ноги и толкая перед собою спасательные средства, осторожно двигаться по направлению к полынье.

• Остановитесь от находящегося в воде человека в нескольких метрах, бросьте ему веревку, край одежды, подайте палку или шест.

• Осторожно вытащите пострадавшего на лед, и вместе ползком выбирайтесь из опасной зоны.

• Ползите в ту сторону – откуда пришли.

• Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) смоченной в спирте или водке суконкой, или руками, напоите пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшему алкоголь – в подобных случаях это может привести к летальному исходу.

Советы рыболовам:

Не было года, чтобы рыболовы-любители не оказались в экстремальной ситуации. Один из наиболее ярких примеров — в апреле 1994 года в Финском заливе оторвалась льдина с 79 рыбаками. К счастью, всех удалось спасти на лодках и вертолетах. Но и на реках любителям подледного лова многолетний опыт не самых удачливых рыбаков диктует обязательные правила :

• не пробивать рядом много лунок;

• не собираться большими группами в одном месте;

• нельзя пробивать лунки на переправах;

• не стоит ловить рыбу у промоин, какой бы клев там ни был;

• надо всегда иметь под рукой прочную веревку 12—15 метров.

И лыжнику, и рыболову, и любому, кто решил пройти по льду, ещё на берегу не будет лишним потратить две минуты на своеобразное изучение географии замерзшей реки или озера. Для начала постарайтесь заметить тропу или следы. Если их нет, наметьте ещё с берега свой маршрут и возьмите с собой крепкую палку — пешню для того, чтобы проверять прочность льда.

Взрослые и дети, соблюдайте правила поведения на водных объектах, выполнение элементарных мер осторожности - залог вашей безопасности!

При чрезвычайных ситуациях звонить – 101 или 112

20 марта 2022 в 20:02 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Приобщение детей дошкольного возраста к белорусскому языку.

Зачем ребенку изучать белорусский язык?
Во-первых, изучение белорусского языка играет большую роль в приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Республику Беларусь, развитию речевой культуры и бережному, сознательному отношению к белорусскому языку. Знание родного языка помогает осознать ребенку свои корни, прививает ему прекрасные качества – уважение, терпимость по отношению к другим языкам, культурам.
Во-вторых, двуязычие положительно сказывается на развитии памяти, сообразительности, быстроты реакции, умении понимать, анализировать. Дети, овладевшие в дошкольном возрасте двумя языками, как правило хорошо учатся, лучше других усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.
Когда стоит начинать изучение белорусского языка?
Постепенное развитие элементарных свойств белорусской речи можно начинать с раннего возраста, когда в основном действует механизм подражания. Эту работу необходимо проводить и в дальнейшем, расширяя ее на протяжении всего дошкольного детства, так как дети в этом возрасте уже способны воспринимать достаточно большой объём новых знаний.
Многие родители хотят помочь своим детям в изучении белорусского языка, но не всегда знают как. Данные рекомендации – это способы помочь вашему ребенку постепенно изучать, ориентироваться в белорусском языке, отработать те или иные речевые умения.
Восемь шагов навстречу белорусскому языку
или как родители могут помочь своему ребенку в изучении языка
Смотрим по-белорусски
Можно начать с самого простого, с «Калыханкі», утренних программ для малышей на «Беларусь-3». А так же переводных мультиков на белорусском, например: «Шрек»,«Свинка Пеппа»
Не стоит забывать и о сцене. Например, о таких постановках в Белорусском государственном театре юного зрителя: «Доктар Айбаліт», «Воўк і сямера казлят» «Тэдзі», «Мая маленькая чарадзейка», «Пінокіё», «Дзюймовачка», «Вяселы Роджар», «Кошчын Дом».
Поем по-белорусски
Можно наряду с русскоязычными разучивать и белорусские песенки. Например, уже привычные нам «Jingle Bells» можно спеть и по-белорусски «Звон звініць», как и классическую «Маленькой елочке холодно зимой» в пер. В.Жуковича «Ў лесе яліначцы холадна зімой»; песни из любимых мультиков, например, песня из м/ф «Летучий голландец» – «Не шанцуе нам, прынцэсам, не шанцуе!».
Рисуем по-белорусски
Можно использовать четверостишия и игры при рисовании. Например, «Кропка, кропка, побач – коска. Атрымаўся тварык просты. Ручкі, ножкі, агурочак - чалавек па свеце крочыць» Так же рисункам ребенка можно давать белорусские названия: «Ялінка», «Кветка», «Сонейка», «Вясёлка», «Мама, тата, я» и обсуждать нарисованное на белорусском языке.
Играем по-белорусски
Пусть это будет семейная игра или язык мамы и дочки, или перевод слов в уже знакомых всем играх. Например, «Раз, два, тры, чатыры, пяць. Я іду цябе шукаць». Просыпаться по-русски «С добрым утром!», а засыпать по-белорусски «Дабранач!». Научиться чисто по-белорусски чистить зубы: «У мяне зубная шчотка, ею зубы чышчу чотка! Хто не чысціць зубы шчоткай, вырасце бяззубай цеткай!». Подобное можно найти в книге А. Хадановича “Нататкі таткі”
Приглядываемся по-белорусски
Названия улиц, вывески магазинов, реклама на билбордах, торговые марки и даже надписи на майках мимо проходящих – белорусское слово можно встретить даже на заправке где угодно – главное, приглядеться.
Читаем по-белорусски
По-белорусски можно познакомиться с Винни-Пухом и Пеппи – «Віня-пых і ўсе-ўсе-ўсе», «Піпі Доўгаяпанчоха», а так же мумми-троллями и хобитами, овечкой Аделей, Брык и Шусей. Читать истории, например, про йетти и корову Маму Му; «Снежны чалавек» Эвы Сусы в переводе А. Башаримовой, цикл историй Юи Висландер в переводе Н.Кондрусевич.
Запоминаем по-белорусски
Детский ум гибок и восприимчив. Запоминать можно и по-русски, и по-английски, и по-белорусски сразу в одном стишке. Например, как это сделала Е.Терешкова в книге «Англійская мова. Слова за словам. Вершы».
Говорим по-белорусски
С ребенком можно обсуждать, к примеру, как прошел день в детском саду, насколько была интересной новая книга или мультфильм, куда ходили на выходных.
Так же можно заучивать с ребенком отдельные белорусские слова. Например, с помощью карточек, на которых с одной стороны пишется белорусское слово, а на другой стороне клеится рисунок. Хранить карточки лучше в конвертах, которые можно достать в транспорте, в очереди и играть с ребёнком всегда, когда образуется свободное время, которое будет полезно тратится.
Ещё один способ учить слова – это подписывать вещи в комнате ребёнка белорусскими словами, т.е. наклеивать стикеры. Находясь с ребенком в комнате, каждый раз можно обращать его внимание на стикеры и зачитывать ему слова или слушать самого ребенка, если он умеет читать.

20 марта 2022 в 20:00 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Засваенне дзецьмі беларускай мовы ажыццяўляецца ў спецыфічнай сітуацыі руска-беларускага блізкароднаснага двухмоўя. Для большасці дзяцей дашкольнага ўзросту першай мовай, на якой яны вучацца гаварыць і думаць, з'яўляецца руская. У той жа час дзеці даволі рана далучаюцца да беларускай мовы, чуюць яе па радыё, тэлебачанні, ад некаторых дарослых і ў дзіцячым садзе, на асобных занятках.
Аднак паўнавартасная беларускамоўнае асяродзе ў дзяцей дашкольнага ўзросту адсутнічае. Больш за тое, дзеці могуць карыстацца рускай мовай нават тады, калі да іх звяртаюцца па-беларуску, ведаючы, што іх разумеюць.
Такім чынам, маўленчыя сітуацыі, у якіх аказваюцца дзеці, не ствараюць у іх жыццёвай неабходнасці размаўляць па-беларуску. З іншага боку, стыхійнае авалоданне беларускай мовай прыводзіць да змешвання рускага і беларускага маўлення дзяцей. Такім чынам, гэта патрабуе спецыфічных падыходаў да навучання дзяцей беларускай мове.
Творы фальклору сваім зместам і формай найлепшым чынам дапамогуць ў гэтым. Паступова яны ўводзяць малога ў стыхію народнага словы, раскрываюць яго багацце і прыгажосць. З'яўляюцца ўзорам прыгажосці мовы. Народныя казкі, спрыяюць засваенню ўсіх формаў мовы, якія даюць магчымасць выпрацоўкі ў дзяцей ўласных моўных навыкаў. Зараз дадзеная праблема становіцца яшчэ больш актуальнай. Недахоп часу ў бацькоў, адсутнасць актывізацыі беларускай мовы з боку бацькоў - прыводзіць да праблем развіцця маўлення дзяцей. На жаль, дзіця больш часу праводзіць за кампутарам, чым у жывым асяроддзі. З прычыны гэтага, творы народнай творчасці практычна не выкарыстоўваюцца нават ў малодшым узросце.
Дашкольны ўзрост - гэта перыяд актыўнага засваення дзецьмі гутарковага мовы, станаўлення і развіцця ўсіх бакоў мовы: фанетычнай, лексічнай, граматычнай. Паўнавартаснае валоданне роднай мовай у дашкольным дзяцінстве з'яўляецца неабходнай умовай для разумовага, эстэтычнага, маральнага выхавання дзяцей. Чым раней дзеці чуюць беларускую мову, тым вальней яны будуць карыстацца ей ў далейшым.
Але жыццё ў рэчышчы народнай культуры не можа быць навязана бацькам. Яно можа быць толькі вынікам натуральнага выбару кожнага чалавека, які бачыць менавіта ў гэтым карысць для дзяцей і адчувае пульс роднай культуры ў самім сабе.
Дзяцінства немагчыма ўявіць без казкі, таму што слухаць казкі, якія табе расказваюць тата і мама, бабуля ці дзядуля, ці добры выхавацель, калі бацькоў няма побач — гэта адно з правоў дзіцяці, запісаных у Канвенцыі аб правах дзіцяці. У ёй сказана, што дзіця мае права на зносіны і на ўвагу, на паўнавартаснае развіццё, на выражэнне сябе, на адпаведную свайму ўзросту і зразумелую ў гэтым узросце інфармацыю, а таксама на вывучэнне культуры свайго народу. Усё гэта ёсць у казках.
Казкі вучаць і перасцерагаюць, казкі звязваюць нашых пра-прадзедаў ды пра-прабабуляў з намі. Казкі — гэта ўтульны сямейны вечар, калі клопаты вялікага свету засталіся за сценамі Вашага дому, а Вы і Ваш час належаць толькі Вашым дзецям.
Калі мы гаворым пра Канвенцыю аб правах дзіцяці, у першую чаргу, мы думаем пра глабальныя рэчы: пра мір, пра вайну, пра адукацыю, пра ежу, пра жылле і здароўе. Бясспрэчна, гэта вельмі важна. Але Ваша ўвага, абдымкі, сіла і абарона, пяшчота і клопат вельмі патрэбныя дзецям.
Казкі — гэта цэлы чароўны свет, у якім Вы падарожнічаеце разам, трымаючыся за рукі. Свет, у якім дзіця можа стаць веліканам і навучыць Вас, дарослага чалавека, чаму-небудзь новаму.

Размаўляйце, чытайце казкі сваім дзецям на беларускай мове!

13 февраля 2022 в 20:43 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту города.
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
Когда вы общаетесь со своим ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и отмечайте положительные моменты.
Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Это не твое дело!»
Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!

13 февраля 2022 в 20:25 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Правила поведения на льду:
— ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь);

— убедительная просьба к родителям: НЕ ОТПУСКАТЬ детей на лед без присмотра;

— нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется вода — это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае нужно немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин;

— при переходе через реку следует пользоваться ледовыми переправами;

— одна из самых частых причин трагедий на водоёмах — алкогольное опьянение: люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.

Если человек провалился в воду, следует:

— не поддаваться панике;

— не наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться;

— широко раскинуть руки, чтобы не погрузиться с головой в воду;

— опереться локтями на лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постараться забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащить вторую ногу и быстро выкатиться на прочную поверхность;

— без резких движений ползти как можно дальше от опасного места в обратном направлении;

— звать на помощь;

— удерживаясь на поверхности воды, стараться тратить на это меньше физических усилий;

— находясь на плаву, держать голову как можно выше над водой.

6 января 2022 в 15:08 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

⚡17 декабря Госавтоинспекция Витебской области проведет профилактическую акцию "Безопасность - это не игрушки"❗

✅Цель мероприятия - профилактика травматизма среди пешеходов, а также популяризации использования световозвращающих элементов и жилетов повышенной видимости.

16 декабря 2021 в 10:54 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Что делать, если человек получил #электротравму?
✅обесточьте провод. ❗Если это невозможно – выбейте его из рук пострадавшего любыми предметами, не проводящими ток, например, деревянной палкой❗
✅если человека приходится оттаскивать от источника тока, аккуратно ухватитесь за его одежду, исключая возможность контакта с открытыми частями тела. По возможности используйте резиновые перчатки. Встаньте на сухую доску, несинтетическую одежду, резину – любой обеспечивающий изоляцию предмет, для того, чтобы не получить удар тока самому
окажите первую помощь при электротравме - непрямой массаж сердца в комплексе с искусственным дыханием «изо рта в рот»
✅в случае воздействия тока в пределах от 1000В и более любые действия, заключающиеся в оказании первой помощи, производятся исключительно при использовании изолирующей обуви и резиновых перчаток. Подходящей обувью в этом случае станут сапоги резиновые, кроссовки с прорезиненной подошвой
✅при получении электротравмы пострадавшему обязательно вызывают скорую помощь по телефону 103

14 декабря 2021 в 20:50 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Гололед и гололедица на улицах и дорогах становится частой причиной случаев падения и пешеходов. От падения никто не застрахован, а потому надо научиться падать. Поскользнувшись, надо успеть сгруппироваться.
Чтобы уменьшить вероятность падения, необходимо соблюдать следующие правила поведения:
⚠Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе, отказавшись от высоких каблуков. Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места.
⚠Будьте предельно внимательны на проезжей части дороги: не торопитесь и, тем более, не бегите. Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.
⚠Наступать следует на всю подошву, учитывая неровности поверхности, ходите по гололеду на чуть согнутых в коленях ногах.
⚠Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах - это увеличивает вероятность падения.
⚠Пожилым людям рекомендуется использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заостренными шипами.
⚠Если Вы поскользнулись, присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения постарайтесь сгруппироваться, и, перекатившись, смягчить удар о землю.

✅Помните: особенно опасны падения на спину, так как можно удариться затылком и получить сотрясение мозга. Если после падения вы испытываете резкую боль, головокружение, попросите помощи у прохожих, вызовите скорую помощь, обратитесь в травматологический пункт или пункт неотложной медицинской помощи.
✅Помните: лучшая профилактика несчастных случаев в условиях гололедицы – это осторожность и осмотрительность.

14 декабря 2021 в 20:45 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

Знания о безопасности просты, но порой за ними стоит чья-то личная трагедия. Чтобы не попасть в беду или знать из нее выход важно не только знать правила поведения, но и ежедневно им следовать. Малыши узнали, чем опасен первый лед, как себя вести при пожаре, заучили «5 шагов спасения», номера телефонов экстренных служб и порядок их вызова, а еще пообщались с виртуальным диспетчером.
По материалам vitebsk.mchs.gov.by

14 декабря 2021 в 20:41 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки;
2. Соблюдайте распорядок дня;
3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора;
4. Любите своего ребёнка - он ваш, уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути;
5. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз, а лучше - 8 раз;
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки;
7. Личный пример по здоровому образу жизни - лучше хорошей морали;
8. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду;
9. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства;
10 Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.

3 декабря 2021 в 20:39 | Матуль Т. Э. | нет комментариев

1. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Бережному отношению к книгам, способствует наглядный пример родителей, развитие интереса к книге. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Этот игровой прием как «Совместный поход в библиотеку» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге и воспитать любовь к чтению. Ведь чем больше ребенок слушает сказки, рассказы, стихи, тем шире у него кругозор, больше словарный запас, что в свою очередь в будущем способствует развитию успешной, грамотной личности.
2. Дети очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. В нашей стране множество достопримечательностей, которые вы можете посетить вместе с ребенком. В городском музее вы совместно с ребенком узнаете о истории родного города.
По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные “Путешествия по глобусу, картам и фотографиям”.
3. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено. Вместе с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
4. Расскажите ребенку о своей работе, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
5. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», или «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного на нашей улице».
Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем, расширяет словарный запас, развивает речь. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
6. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой – зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком.
Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Даже если вы увидели что ваш ребёнок на улице взял на руки кошку, не спешите реагировать на это негативно, объясните ему, что вам тоже хочется подержать её, приласкать, но объясните ребёнку, почему этого делать не нужно.
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с героическим поступком, он приобрел эмоциональный опыт и положительный пример.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

3 декабря 2021 в 20:26 | Матуль Т. Э. | нет комментариев